Поздравлялись по телефону с Галиной Вениаминовной на Пасху, долго беседовали. Тезисно и о готовящейся лекции она рассказала. Атмосферу 19 века, тех отношений, тех нравов, той культуры мало кто может передать так, как она. Сам язык Галины Вениаминовны, её манеры, весь её облик словно переносят слушающих её в тот, далёкий уже от нас мир. Лекция об Александре Николаевиче Островском от Галины Вениаминовны Поляковой. Это неповторимо. 12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, русского драматурга.
За четыре десятилетия творческой жизни (1846-1885) он написал 47 оригинальных пьес и около 10 пьес в соавторстве с современниками, а также свыше 20 переводов европейских авторов (владел 8 иностранными языками).
В его оригинальных произведениях 728 действующих лиц, имеющих свой язык, характер, судьбу. Островский велик как создатель русского национального театра и драматург на все времена.
К юбилею Александра Николаевича Островского 23 апреля в 15 часов в Ломоносовской библиотеке состоится лекция, которую прочитает кандидат филологических наук Галина Вениаминовна Полякова. Тема лекции "Лики женской души, озарённой любовью: Катерина, Лариса, Снегурочка".
А.Н. Островский в своём творческом развитии шёл от бытовых зарисовок характеров и сцен к психологическому театру. Сохраняя эпическую полноту в воспроизведении жизни, он прозревал в бытовом бытийное, открывая идеал красоты и человечности в женской душе, озарённой любовью.
Религиозно-нравственный и творческий опыт драматурга всегда одухотворяло поклонение Богородице, как культ Христа для Достоевского и Толстого. Лучшие героини пьес, земные женщины, не только противопоставлены среде, их окружающей, но и переживают глубинный внутренний конфликт. Любовь дана им как чудо, трепетная радость, предопределение судьбы, но чистая сердцем Катерина, венчанная жена, страдает от греховности беззаконных чувств; неразделённая любовь – удел бесприданницы Ларисы. Создавая образ Снегурочки, драматург воспел в стихах вечное устремление женской души – жажду любви, отречение от бессмертия во имя обретения горячего сердца. Многие мотивы «пьес жизни» получают в «Снегурочке» символическое и философское воплощение. Предполагаем сопоставить кульминационные и финальные сцены трёх пьес и подумаем вместе над пророчеством Мороза, отца Снегурочки: «Любовь тебе погибель будет», роковой фатальности, имеющей свои смыслы для каждой героини.
Поражает жанровая уникальность и поэтичность пьес: трагедия-песня «Гроза», романсовая драма «Бесприданница», весенняя сказка-мистерия «Снегурочка». Образы природы и песенное музыкальное начало формируют сюжетно-композиционную структуру произведений. Линии судьбы Катерины восходят к народным песням о женской доле, её душа обнажена в монологах песенной образности и стилистики. Лариса воспринимается как героиня романса. Песни, романсы на стихи Ломоносова, Мерзлякова, Баратынского и других авторов органично вплетены в композиционный рисунок пьес так же, как обрядовый и ритуальный фольклор в сказке-мистерии. Гениальная драматургия русской песни и пейзажа (Волга и заволжские дали; лес и Ярилина долина; Земля и Небо, земное и Вселенское) открывает сокровенный внутренний мир героинь и ведёт к пониманию авторской позиции в единстве исторического, национального, общечеловеческого и сакрального опыта.
Три шедевра Островского – это художественное исследование психологии, этики и философии любви, страдания и радости, греха и покаяния, эгоизма и самопожертвования, возмездия и избранничества в традициях народной религиозно-нравственной культуры и фольклорной мифологии.